Проверьте слух вашего ребёнка
Слабый слух может быть причиной недостатков речи и плохой успеваемости.
Погрешности речи ребёнка взрослые в большинстве случаев замечают сразу. Но не все догадываются, что они могут быть связаны с недостатками слуха. Ведь небольшой дефект слуха, как правило, незаметен для окружающих. А между тем, возникнув в раннем возрасте (до 4-5 лет) и оставшись незамеченным, он может трагично отразиться на судьбе ребёнка.
Если слух понижен и всегда слышать слова с достаточностью не удаётся, то многократности повторений не происходит: в одних случаях ребёнок совсем не воспринимает слов, в других—слышит их не полностью, и поэтому они звучат для него каждый раз по-разному. Это мешает ему научиться понимать значение слов, запоминать их, а значит, накапливать необходимый словарный запас.
Для полного понимания чужой речи необходимо усвоить значение грамматических изменений слова, например, падежных окончаний. А это опять-таки требует хорошего слуха.
Ребёнок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с пропусками, нечётко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и её понимание. Особенно страдает произношение.
Такие дети, как правило, начинают говорить поздно, словарь их беден, предложения они строят неправильно. Особенно характерно для них смазанное, нечёткое произношение. На слух они плохо отличают, например, С от Т и потому говорят «тани» вместо «сани», путают звонкие и глухие («пумака» вместо «бумага»), свистящие и шипящие («сапка» вместо «шапка»).
Иногда они пропускают в словах безударные слоги и называют предметы искажёнными до неузнаваемости словами. Все эти дефекты в устной речи могут быть выражены слабо и остаются незамеченными. Страдания ребёнка начинаются, когда он поступает в школу.
Грамотой он овладевает с большим трудом, ибо ему мало понятен звуковой состав слова. Читая, он, «не узнаёт» слов, потому что в его представлении они имеют совсем иной звуковой состав. Например, в книге написано слово «зима», а он знает слово «дима».
Но этого мало. Ограниченный запас слов, в свою очередь затрудняет понимание прочитанного. И даже в том случае, когда слова понятны, ребёнок часто с трудом разбирается в содержании текста. Это объясняется тем, что, плохо улавливая безударные части слова, их окончания, он не усваивает и значения грамматических форм, согласования слов в предложении, а значит, и его смысла.
Как только обнаружена задержка развития речи, можно попытаться самим проверить слух. Для этого поставьте ребёнка спиной к себе на расстоянии 5-6 метров и произнесите шёпотом хорошо знакомые ему слова. Шёпот не должен быть утрированным. Прежде, чем произнести слово, необходимо сделать полный выдох.
Дети, имеющие полноценный слух, обычно улавливают такой шёпот. Если ребёнок не слышит на таком расстоянии, нужно постепенно приближаться к нему до тех пор, пока он сможет повторить все сказанные вами слова.
Но, допустим, шёпота ребёнок не разбирает. Отойдите от него снова на то же расстояние и произнесите другие знакомые слова голосом обычной разговорной громкости. Этим способом удаётся установить, на каком расстоянии ребёнок слышит нормальную речь.
Заподозрив, что ребёнок плохо слышит, следует обратиться к врачу-отоларингологу.
Если ребёнок раннего возраста слышит речь обычной разговорной громкости, на расстоянии 3-4 метров, можно в домашних условиях помочь развитию его речи и предупредить неуспеваемость в школе.
Итак, будьте внимательны к ребёнку! Если у него поздно развивается речь, проверьте его слух. Все отклонения в развитии речи слабо слышащего ребёнка можно предупредить и полностью ликвидировать, если своевременно будут применены специальные методы обучения.