Правила для взрослых при занятиях с детьми с нарушением зрения
- Не принуждайте ребенка к выполнению заданий. Этот путь отвращает ребенка от занятий вообще и от вас лично.
- Приспосабливайте задания, даваемые детям, к их игрушкам и предметам, с которыми они постоянно играют.
- Давайте ребенку посильные задания, постепенно усложняя их.
- Не критикуйте ребенка, если он не справляется с заданием. Каждый ребенок индивидуален. Вы можете заниматься с ним без видимого прогресса, оценивая его способности как слабые по сравнению с другими детьми, но это не должно вас огорчать, потому что не все умения формируются у детей одинаково. Так же как ребенок вдруг начинает ходить, он однажды после многих «безрезультатных» занятий начнет вас поражать своими способностями.
- Занимайтесь с ребенком не только в определенные часы, но и тогда, когда есть подходящие условия (на прогулке, в игре и т.д.) и ребенок настроен на занятие.
- Хвалите и подбадривайте его.
- Привлекайте ребенка к выполнению коллективных заданий. Когда результат зависит не лично от одного ребенка, а от деятельности группы в целом, это стимулирует ребенка к выполнению задания и не страшит его.
- Стимулируйте ребенка каким-либо лакомством либо призом. Но поощрение ребенок должен получать после выполненного задания, а не до него.
- Не угрожайте ребенку, если он проявляет негативизм и не хочет заниматься, не ругайте его за это. Лучше отложите задание до подходящего момента.
- Радуйтесь вместе с ребенком его успехам, приучайте его радоваться успехам других.
- Не выделяйте кого-либо из детей, даже если он и обладает большими способностями по сравнению с другими детьми. Не унижайте ребенка, у которого эти способности беднее. Вы всегда можете найти достоинство, за которое ребенка можно похвалить.
- Занимайте с ребенком, меняйте оборудование (одни и те же предметы могут ему надоесть).
- В зависимости от состояния зрения ребенка используйте такие объекты, которые он мог бы разглядеть.
- Не используйте в занятиях объекты, которые бы утомляли зрение.
- Вызывайте у ребенка интерес к занятиям вообще и к решению математических задач в частности.
- Дети тонко чувствуют ваше настроение и либо входят в такое же состояние, либо начинают нас бояться. Формируйте у себя положительную мотивацию к занятиям. Они должны приносить радость вам, чтобы те же чувства начал испытывать ребенок.
- Зрительное утомление у детей с нарушением зрения вызывает снижение работоспособности. Такие дети легко отвлекаются, быстрее устают. Поэтому необходимо заканчивать занятие с ними при первых признаках усталости, прежде чем ребенок начнет капризничать.